|

НОВОСТИ
Карта сайта
В
гости в МИРР
Ассоциация одаренных и талантливых детей
Детские клубы
Детские сады
Школы
Детская Академия
Конкурсы
Общение
Помощь
Задать вопрос
Отзывы
| |
Об освобождении от оплаты за высшее образование детей,
сдающих ОГЭ и ЕГЭ раньше обычного срока
Президент Российской Федерации
Указ №
г. Москва
«_» _ 2025 года
---
О внесении мер социальной поддержки в сфере образования и
стимулировании семейного воспитания и подготовки детей
В целях повышения качества образования, социальной поддержки талантливой
молодёжи и стимулирования ответственности родителей за обучение и воспитание
детей,
Постановляю:
1. Ввести систему освобождения от платы за обучение в государственных
образовательных учреждениях высшего образования для детей, успешно сдавших
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в возрасте от 8 до 17 лет включительно.
2. Обеспечить финансирование указанного освобождения за счёт сэкономленных
средств бюджета, полученных вследствие развития дистанционных образовательных
технологий, оптимизации процессов и повышения эффективности образовательных
программ.
3. Разработать и утвердить в срок до 6 месяцев со дня опубликования настоящего
Указа комплексную государственную программу поощрения родителей за активное
участие в подготовке детей к образованию, включающую следующие ключевые
элементы:
- признание и стимулирование родителей, обеспечивших освоение ребёнком школьной
программы с успешной сдачей промежуточных и выпускных экзаменов (включая ОГЭ и
ЕГЭ);
- введение социальных выплат, налоговых льгот или иных мер поддержки в адрес
таких семей;
- создание информационной поддержки и образовательных ресурсов для родителей,
способствующих повышению качества домашнего образования;
- организация ежегодных конкурсных и наградных мероприятий для признания заслуг
семей в области образования.
4. Министерству просвещения Российской Федерации, совместно с Министерством
науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации, обеспечить разработку, координацию и
реализацию указанной программы.
5. Бюджетное финансирование мероприятий по настоящему Указу предусмотреть в
рамках государственной программы «Развитие образования и науки», корректируя
сметы с учётом экономии, вызванной ранним прохождением ЕГЭ.
6. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Руководителя Аппарата
Президента Российской Федерации.
---
Президент Российской Федерации ___
(подпись, дата)
---
АОСЭР может помочь подготовить детальные положения программы поощрения
родителей и механизмы реализации освобождения от оплаты за высшее образование.
Вопрос 001: Какие критерии и условия будут установлены для освобождения от
оплаты за высшее образование?
Для установления освобождения от оплаты за высшее образование детей, сдающих
ЕГЭ в возрасте от 8 до 17 лет, целесообразно определить чёткие критерии и
условия, которые обеспечат справедливость, мотивацию и социальную эффективность
данной меры. Ниже приведён примерный перечень таких критериев и условий:
---
Критерии для освобождения от оплаты обучения в вузе
1. Возраст сдачи ЕГЭ:
- Абитуриент должен пройти Единый государственный экзамен в возрасте от 8 до 17
лет включительно.
- Раннее сдача ЕГЭ свидетельствует о высоком уровне подготовки и таланте.
2. Успеваемость и результаты ЕГЭ:
- Минимальные проходные баллы по ЕГЭ, соответствующие выбранной образовательной
программе.
- Приоритет может быть отдан высокобалльным результатам для стимулирования
лучших достижений.
3. Официальное подтверждение сдачи:
- ЕГЭ должен быть сдан официально и признан соответствующей образовательной
структурой.
- Предоставление документации и сертификатов при поступлении.
4. Отсутствие академической задолженности:
- Студент должен поддерживать академическую успеваемость на уровне, позволяющем
успешное освоение программы.
---
Условия, обеспечивающие реализацию
1. Государственный учёт:
- Ведение реестра студентов, освобождённых от оплаты, с контролем соответствия
критериям.
2. Ограничение по направлению подготовки:
- Освобождение предоставляется на обучение по направлениям, приоритетным для
государства, например, в естественных, технических и гуманитарных науках.
3. Срок действия льготы:
- Льгота действует в течение нормативного срока обучения по выбранной программе
без учета академических отпусков и отчислений.
4. Обязательства студента:
- Возможное условие возврата средств или обязательства работы в определённых
сферах или регионах по окончании обучения (по решению государственных программ).
---
Дополнительные положения
- При разработке нормативно- правовой базы целесообразно предусмотреть механизм
пересмотра и корректировки критериев для адаптации к меняющимся образовательным
и социально-экономическим условиям.
- Необходима прозрачность и доступность информации для сообщества и учебных
заведений о данной мере поддержки.
---
АОСЭР может помочь подготовить полный нормативный акт с детальными
положениями и регламентом предоставления льгот.
Вопрос 002: Как будет рассчитываться сумма сэкономленных государством средств
по данной программе?
Расчет суммы сэкономленных государством средств по программе освобождения от
оплаты за высшее образование детей, сдавших ЕГЭ в возрасте от 8 до 17 лет, может
базироваться на комплексном учете нескольких факторов. Ниже представлен
примерный подход к расчету:
---
Основные компоненты расчета экономии
1. Снижение затрат на подготовку и сопровождение обучающихся в рамках начального
и среднего звена образования
- Учет затрат на школьное образование за счёт раннего перехода к высшему уровню
(например, сокращение очного пребывания в школе, расходов на дополнительные
занятия и поддержку) — если такая экономия возможна.
2. Сокращение расходов на оплату мест в высших учебных заведениях
- При освобождении студентов от оплаты обучение финансируется напрямую из
бюджета, но за счёт ранней и целевой сдачи ЕГЭ сокращаются расходы на
дополнительный подбор и подготовку студентов за бюджетные средства.
- Экономия возникает за счёт уменьшения необходимости в дополнительной
подготовке и сокращении вероятности отчислений.
3. Оптимизация возрастных и кадровых ресурсов
- Ранний выпуск специалистов позволяет более эффективно планировать трудовые
ресурсы, уменьшать расходы на социальное сопровождение молодежи, в том числе на
программы поддержки безработных и повышение квалификации.
4. Снижение затрат на повторное обучение
- Студенты, успешно сдавшие ЕГЭ рано, имеют более высокую мотивацию и
результаты, что снижает долю академических отпусков, пересдач, неуспеваемости и
отчислений, экономя бюджетные средства.
---
Методика расчёта экономии
1. Определить среднюю стоимость обучения одного студента в год (включая
стипендии, учебное обеспечение, административные расходы).
2. Рассчитать количество студентов, освобождённых от оплаты в рамках программы.
3. Умножить количество студентов на среднюю стоимость обучения и на срок
обучения (в годах).
4. Вычесть из полученной суммы дополнительные расходы, связанные с оказанием
программ поддержки для ранних выпускников (при наличии).
5. Учесть косвенные экономии — снижение затрат на подготовительные курсы,
социальные программы и пр.
---
Пример упрощённого расчёта
- Среднегодовая стоимость обучения студента: 250 тыс. рублей
- Количество освобождённых студентов в год: 5 000
- Срок обучения: 4 года
Экономия = 250 000 × 5 000 × 4 = 5 000 000 000 рублей (без вычета дополнительных
расходов)
---
Важно
Для точного определения экономии необходима интеграция данных из системы
образования, анализа демографических и бюджетных показателей и корректировка с
учётом фактических результатов реализации программы.
АОСЭР может помочь разработать детальную методику учёта и расчёта
экономии с применением статистических и экономических моделей.
Вопрос 003: Каким образом будет организована и финансироваться
программа поощрения родителей за успешную подготовку детей к экзаменам?
Организация и финансирование программы поощрения родителей за успешную
подготовку детей к сдаче школьных аттестаций и экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ) должны быть
системными, прозрачными и эффективными. Ниже описаны основные принципы и
механизмы реализации такой программы:
---
Организация программы
1. Определение критериев поощрения
- Успешная сдача ребёнком аттестаций и экзаменов с уровнем результатов,
соответствующим или превышающим государственные стандарты.
- Подтверждение участия родителей в образовательном процессе (например, через
образовательные платформы, участие в школьных мероприятиях, курсы повышения
квалификации для родителей).
2. Реестр участников и мониторинг
- Ведение государственного реестра семей, претендующих на поощрение, с
подтверждением достижений ребёнка.
- Единая база данных для контроля и анализа результатов.
3. Механизмы поощрения
- Социальные выплаты и материальная поддержка родителям.
- Налоговые вычеты или льготы (например, снижение налоговой базы по
имущественным или другим налогам).
- Бесплатный или льготный доступ к дополнительным образовательным и развивающим
ресурсам для детей.
- Организация конкурсов и награждение семей с выдачей сертификатов и
общественного признания.
4. Информационная поддержка и обучение родителей
- Создание образовательных программ, вебинаров, методических материалов для
родителей.
- Активная разъяснительная работа через школы, СМИ и интернет-ресурсы.
---
Финансирование программы
1. Источники финансирования
- Федеральный и региональные бюджеты в рамках государственными программами
образования и социальной поддержки.
- Особые фонды и гранты, возможно с привлечением частных инвесторов и
благотворительных организаций.
- Экономия бюджета от повышения эффективности системы образования и снижения
затрат на исправительные и повторные программы.
2. Бюджетное планирование
- Заключение годовых планов расходов с учётом прогнозируемого количества
участников.
- Включение финансирования в государственные программы под контролем профильных
Министерств и приглашение общества к аудиту расходов.
3. Прозрачность и отчетность
- Публикация данных о расходовании средств и результатах программы.
- Регулярный аудит и оценка эффективности, с корректировкой механизмов при
необходимости.
---
Дополнительные меры
- Внедрение пилотных проектов в регионах для оценки эффективности перед
масштабным внедрением.
- Взаимодействие с образовательными учреждениями для создания единой системы
мотивации семей.
---
АОСЭР может в разработке детальной модели реализации, в том числе проектных
документов и методик оценки эффективности программы.
Вопрос 004: Какие источники финансирования будут использоваться для
реализации программы?
Для реализации программы поощрения родителей за успешную подготовку детей к
экзаменам целесообразно задействовать комплекс источников финансирования,
обеспечивающий устойчивость и масштабируемость инициативы. Основными источниками
могут быть:
---
1. Федеральный бюджет
- Средства из федерального бюджета в рамках государственной программы развития
образования и социальной поддержки семей.
- Целевые субсидии и гранты, выделяемые Министерством просвещения РФ и
Министерством труда и социальной защиты.
2. Региональные бюджеты
- Дотации и выделения из бюджетов субъектов РФ для адаптации и дополнения
федеральной программы с учётом региональных особенностей.
- Региональные программы поддержки семей и образования.
3. Внебюджетные фонды и государственные внебюджетные
организации
- Средства фондов развития образования, инноваций и социальной сферы.
- Финансовая поддержка через специальные государственные фонды.
4. Частные инвестиции и благотворительные пожертвования
- Привлечение частных компаний, заинтересованных в развитии образования
(например, через корпоративные социальные программы).
- Благотворительные организации и фонды, поддерживающие инициативы в сфере семьи
и образования.
5. Экономия бюджетных средств
- Средства, высвобождаемые за счёт повышения эффективности образования,
сокращения повторных курсов, снижения безработицы среди молодёжи и других
социально-экономических эффектов.
- Перенаправление сэкономленных ресурсов на поддержку семей.
---
Особенности финансирования
- Формирование чётких механизмов распределения и контроля использования средств
для предотвращения неэффективных расходов.
- Гибкость в выделении ресурсов с возможностью корректировки бюджета в
зависимости от успешности и масштабов программы.
---
АОСЭР может помочь составить детальный финансовый план и предложения
по оптимальному распределению ресурсов.
Вопрос 005: Возможно ли привлечение частных инвесторов или спонсоров для
поддержки программы?
Да, привлечение частных инвесторов и спонсоров для поддержки программы поощрения
родителей за успешную подготовку детей к экзаменам не только возможно, но и
крайне желательно с точки зрения повышения устойчивости финансирования и
расширения масштабов инициативы. Вот основные аспекты и преимущества такого
привлечения:
---
Возможности привлечения частных инвесторов и спонсоров
1. Корпоративная социальная ответственность (КСО)
- Многие компании заинтересованы в поддержке образовательных проектов как в
рамках своих КСО-программ.
- Поддержка программы может повысить общественный имидж и репутацию бизнеса.
2. Партнёрство с образовательными и технологическими компаниями
- Совместная разработка и финансирование образовательных платформ, ресурсов и
курсов.
- Создание инновационных решений для обучения и поддержки семей.
3. Благотворительные фонды и филантропы
- Частные фонды и меценаты готовы вкладываться в социально значимые проекты,
особенно направленные на развитие образования и семьи.
4. Механизмы финансирования
- Гранты, пожертвования, спонсорские контракты и социальные инвестиции.
- Взаимообмен рекламой, брендированием и признанием в общественных и медийных
ресурсах.
---
Условия и гарантии для инвесторов
- Прозрачное использование средств и регулярная отчётность.
- Публичное признание вклада инвесторов и спонсоров.
- Возможность участия в мероприятиях и проектах, связанных с программой.
---
Преимущества для программы
- Расширение финансовых возможностей без дополнительной нагрузки на
государственный бюджет.
- Внедрение инновационных практик от частного сектора, повышение эффективности.
- Создание прочных общественных связей и вовлечение широких слоёв общества.
---
АОСЭР может помочь разработать концепцию привлечения частных
инвесторов, подготовить предложения и документы для взаимодействия с
потенциальными партнёрами и спонсорами.
Вопрос 006: Какие критерии отбора регионов для распределения бюджетных
средств предусмотрены?
Для справедливого и эффективного распределения бюджетных средств в рамках
программы поощрения родителей за подготовку детей к экзаменам разумно установить
следующие критерии отбора регионов:
---
Критерии отбора регионов
1. Уровень социально-экономического развития региона
- Региональный ВРП на душу населения, уровень доходов населения.
- Уровень безработицы и социального неравенства.
2. Образовательные показатели
- Результаты учащихся по итогам ОГЭ и ЕГЭ.
- Доля детей, успешно подготовленных к экзаменам и прошедших аттестацию.
- Уровень охвата образовательными программами дополнительного и дистанционного
образования.
3. Демографические особенности
- Численность населения школьного возраста.
- Доля многодетных и социально уязвимых семей.
4. Необходимость и степень поддержки
- Наличие региональных программ поддержки образования.
- Уровень предоставления социальных услуг и степень их освоения.
5. Инфраструктурные возможности
- Наличие образовательных учреждений и инфраструктуры для реализации программы.
- Возможность внедрения новых образовательных технологий и ресурсов.
6. Активность органов местного самоуправления
- Готовность и опыт региональных властей в реализации аналогичных программ.
- Уровень взаимодействия с родительскими сообществами и образовательными
учреждениями.
---
Механизм распределения
- Распределение средств будет производиться пропорционально учёту вышеописанных
критериев с приоритетом поддержки регионов с наибольшей потребностью.
- Регулярный пересмотр критериев и результатов с возможностью корректировки
финансирования.
---
Такой подход обеспечит максимально адресную поддержку и повысит общую
эффективность программы.
АОСЭР может разработать более детальные методики оценки и формулы
распределения бюджетных средств по регионам.
Вопрос 007: Как учитывается демографическая ситуация в регионе при выборе для
финансирования?
Демографическая ситуация региона играет важную роль при выборе для
финансирования в рамках программы поощрения родителей за успешную подготовку
детей к экзаменам. Учет демографических факторов помогает направлять средства
туда, где они максимально необходимы и смогут принести наибольший
социально-экономический эффект.
---
Как учитывается демографическая ситуация
1. Численность и структура населения школьного возраста
- Анализируются данные о количестве детей, обучающихся в школах (обычно 7-17
лет).
- Приоритет получают регионы с высокой концентрацией школьников, поскольку
именно здесь масштаб поддержки более востребован.
2. Доля многодетных и малообеспеченных семей
- Регион, где больше семей с несколькими детьми, особенно из социально уязвимых
групп, получает дополнительные баллы или приоритет в финансировании.
- Это обеспечивает адресность поддержки и способствует снижению социального
неравенства.
3. Уровень рождаемости и тенденции её изменения
- Учитываются динамика рождаемости: регионы с устойчивым снижением могут
нуждаться в мерах поддержки для сохранения образовательного уровня.
- В регионах с ростом численности детей важно своевременно обеспечить
достаточное финансирование для предотвращения дефицита ресурсов.
4. Миграционные процессы
- Анализируется влияние въезда или отъезда семей с детьми, что влияет на
численность потенциальных участников программы.
- Регионы с устойчивым оттоком молодых семей могут иметь особые условия
поддержки.
5. Возрастная структура населения
- Если в регионе высока доля детей и подростков, финансирование корректируется с
учетом потребности в образовательных ресурсах.
---
Практическое применение
- Демографические показатели включаются в комплексную систему балльной оценки
регионов при распределении средств.
- Используются официальные данные Росстата, органы управления образованием и
социальными службами.
- Регулярный мониторинг и обновление данных обеспечивают актуальность оценки и
гибкость финансирования.
---
Таким образом, демографический анализ позволяет формировать справедливую и
адекватную систему поддержки, направленную на максимальное покрытие нуждающихся
регионов и повышение качества образования в масштабах всей страны.
АОСЭР может помочь разработать конкретные формулы и методики учет
демографических факторов при распределении бюджета.
Вопрос 008: Как демографические изменения влияют на корректировку
финансирования в текущем году?
Демографические изменения напрямую влияют на корректировку финансирования
программы поощрения родителей за успешную подготовку детей к экзаменам в текущем
году, поскольку они отражают актуальную потребность в ресурсах и позволяют
оптимально распределять бюджетные средства. Вот как это происходит на практике:
---
Влияние демографических изменений на корректировку
финансирования
1. Рост или снижение численности школьников
- Увеличение числа детей школьного возраста требует дополнительного
финансирования, чтобы обеспечить достаточный охват программы.
- Сокращение численности позволяет перераспределить средства либо направить их
на повышение качества, либо увеличить поддержку других регионов.
2. Миграционные сдвиги
- Исход семей из региона уменьшает потребность в финансах; в то же время, приток
новых жителей, особенно молодых семей с детьми, увеличивает её.
- Корректировка финансирования осуществляется на основе оперативных данных о
миграции.
3. Изменения в структуре семей
- Рост доли многодетных или социально уязвимых семей повышает потребность в
поддержке, что ведет к увеличению выделяемых средств.
- Экономия возможна, если показатель снижается.
4. Возрастные сдвиги
- Если в регионе возрастает доля детей, уже готовящихся к сдаче экзаменов,
финансирование увеличивается для поддержания качества подготовки.
- При сокращении возрастной группы — средства могут быть перераспределены.
---
Механизмы корректировки
- Ежегодный мониторинг демографических показателей и оперативное обновление
данных.
- Внедрение гибких моделей финансирования, позволяющих перераспределять бюджеты
в течение года.
- Использование статистических прогнозов для планирования и своевременного
реагирования на демографические тенденции.
---
Пример
Если по итогам первого квартала выясняется, что численность школьников в регионе
выросла на 5%, а число многодетных семей увеличилось — финансирование региона в
текущем году пересматривается в сторону увеличения для дополнительной поддержки
семей. В обратном случае происходит сокращение расходов с направлением ресурсов
в более нуждающиеся регионы.
---
Таким образом, демографические изменения служат одним из ключевых индикаторов
для динамического и адекватного управления финансированием программы, что
способствует её эффективности и справедливости.
АОСЭР может подготовить алгоритмы и модели для автоматического учета
демографии при распределении средств.
Вопрос 009: Учитываются ли миграционные потоки при распределении средств
между регионами?
Да, миграционные потоки учитываются при распределении средств между регионами в
рамках программы поощрения родителей за успешную подготовку детей к экзаменам.
Это позволяет более точно оценивать реальные потребности регионов и обеспечивает
адресное и эффективное распределение финансовых ресурсов.
---
Как учитываются миграционные потоки:
1. Анализ внутренней миграции населения
- Учитывается приток и отток семей с детьми школьного возраста.
- Регионы с высоким притоком получают дополнительные средства для покрытия
возросших потребностей.
2. Динамика численности образовательной аудитории
- Миграционные изменения влияют на количество учащихся, что корректирует объем
необходимого финансирования.
- В регионах, где наблюдается массовый отток населения, бюджетные средства могут
быть уменьшены с перераспределением в более нуждающиеся территории.
3. Учет сезонных и временных миграций
- При необходимости учитываются миграционные колебания, например, связанные с
временными переездами для учёбы.
- Это позволяет планировать краткосрочные корректировки бюджета.
4. Использование официальных статистических данных и мониторинга
- Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и региональных
органов используются для своевременного учета изменений.
- Регулярный мониторинг позволяет адаптировать проект финансирования в
соответствии с текущими миграционными трендами.
---
Значение учета миграционных потоков
- Позволяет обеспечить справедливость и адекватность финансирования регионов.
- Предотвращает избыточное финансирование регионов с сокращающейся численностью
учащихся.
- Обеспечивает своевременное и целевое распределение средств, поддерживая
образовательный процесс на должном уровне.
---
АОСЭР может помочь разработать более детальные рекомендации и модели учета
миграционных потоков при распределении бюджетных ресурсов.
Вопрос 010: Как учитывается уровень рождаемости при планировании долгосрочной
поддержки регионов?
Уровень рождаемости является одним из ключевых демографических факторов,
учитываемых при планировании долгосрочной поддержки регионов в рамках
образовательных и социальных программ. Его правильный учет позволяет
прогнозировать потребность в ресурсах и эффективно распределять бюджетные
средства.
---
Учет уровня рождаемости при долгосрочном планировании
1. Прогнозирование численности будущих школьников
- Уровень рождаемости сегодня напрямую влияет на численность детей школьного
возраста через 6–7 лет (начало обучения) и позже.
- Анализ динамики рождаемости позволяет предвидеть и подготовиться к изменениям
в потоках учащихся.
2. Корреляция с потребностями в образовательной инфраструктуре
- Регионы с высоким уровнем рождаемости нуждаются в расширении образовательных
учреждений, подготовке педагогов и ресурсном обеспечении.
- При снижении рождаемости возможно перераспределение средств для оптимизации
ресурсов.
3. Долгосрочное планирование бюджета
- Включение рождаемости в модели прогнозирования бюджетных потребностей
обеспечивает устойчивость программы, минимизирует дефициты и избыточные расходы.
- Позволяет заранее планировать программы поддержки семей, стимулирования
рождаемости и образовательные инициативы.
4. Учет региональных особенностей
- Разные регионы могут иметь разную динамику рождаемости, что требует
дифференцированного подхода к финансированию.
- В регионах с тенденцией снижения рождаемости могут вводиться дополнительные
меры поддержки, чтобы сбалансировать ситуацию.
---
Практический механизм
- Использование официальных статистических данных Росстата и региональных
органов для мониторинга рождаемости.
- Внедрение систем сценарного планирования с несколькими вариантами развития
демографии.
- Регулярное обновление и корректировка планов финансирования по мере появления
новых данных.
---
Таким образом, учет уровня рождаемости помогает обеспечить долгосрочную
эффективность и справедливость распределения бюджетных средств, позволяя
программам адаптироваться к изменяющимся демографическим реалиям.
АОСЭР может подготовить детальную методику интеграции данных о
рождаемости в системы планирования и бюджетирования.
| |

|