|
Ассоциация одаренных и талантливых детей
|
Принято считать, что гениальность – это высшая форма проявления ума, или интеллекта. Интеллект в целом – это способность человека к социальной адаптации, к умению жить и приспосабливаться в сложном, меняющемся мире в обществе. Во всяком случае, это одно из самых продуктивных определений интеллекта. В России понятие интеллект приживается слишком медленно и с большими трудностями. Мешают еще те академики, которые когда-то боролись с кибернетикой, генетикой. Они не менее яростно борются … с «интеллектом». По этой причине бесчисленные исследования интеллекта и открытия в этой области прошли мимо нашей отечественной официальной педагогики: отставание здесь не менее чем в 70 лет. 6.2. Есть ли выход из этого многообразия теорий и методик? Но печалиться не стоит, так как в системе МИР все лучшее из мировой практики оказалось учтено. Более того, теоретическая база системы МИР значительно шире, а по результатам и практической реализации мы значительно опережаем зарубежных авторов и не собираемся уступать. По некоторым теориям, у человека насчитывается десятки видов интеллекта. Легко обнаружить, что не все они – левополушарные, имеются даже … мозжечковые. Один наш многократный чемпион мира признавался, что перебрал несколько видов спорта, пока обнаружил, что обладает феноменальным интеллектом ... по прыжкам в воду! Интересно, что каждый их этих «интеллектов» может развиваться независимо от других. Например, в итоге может быть высоко развит физический интеллект, но отсутствовать музыкальный слух. Науке известны случаи поразительной математической одаренности, например, феноменальной быстроты арифметического счета, при глубокой подавленности других способностей. Поэтому теория «множественности интеллекта» тоже продуктивна для родителей, и она позволяет учесть, что методов развития интеллекта должно быть несколько, по меньшей мере.Когда за ум взялись узкие специалисты, то они, естественно, все запутали. Теперь по различным теориям, у человека насчитывается от двух (Р. Кеттел), трех - четырех (Р. Стернберг, Ч. Спирмен) до десятков видов интеллекта… Дж. Гилфорд насчитал целых 120 видов. Так, поначалу выделили вербальный (речевой), креативный (творческий), и прагматический (практический) виды интеллекта. Затем стали определять еще два отдельных вида: способности к эрудиции («кристаллизированный») и способности к анализу («текучий») интеллект. Позже к ним добавился социальный интеллект. Все это означает, что для развития каждого из независимых интеллектов нужен свой метод. Значит опять – новые затраты? Теперь многие специалисты выделяют все новые и новые виды интеллекта, другие пытаются установить между ними связи. Пока это будет давать результаты, этот процесс будет продолжаться. Но вот появились дети, которых наши последователи «методов интеллектуального развития» взяли, да и научили читать, считать, знать ноты и даже предпринимать – раньше, чем ходить! Машина тестирования зашкалила и надолго замолчала. Рекомендации. Родители теперь могут воспользоваться методами выявления уровня развитости талантов, потому что это поможет внести какие-то корректировки в процесс воспитания или образования. Но едва появляется блестящий педагог, скажем, по литературе, как Н. Ильин в Санкт Петербурге, все ученики вдруг становятся обладателями литературных талантов. Русские педагоги, не зная методологий заумного тестирования, бьют батареи тестов: последователи В.Ф. Шаталова готовят отличных математиков, физиков, химиков, географов, и даже специалистов в вузах. 7. Одаренность – особый вид интеллекта? Итак, мы видим, исследования ведут к измельчанию и дроблению интеллекта, и скоро узкие специалисты перестанут понимать друг друга. Однако, гениальные решения всегда просты. Может быть, существуют какие-то высокоуровневые, интегрированные виды интеллекта? Для нас значительно проясняли ситуацию, и многое ставили на своё место очередные, «выпадающие из ряда вон», факты, о которых психологи очень не любят говорить. Так, когда находят очередного ребенка, которого воспитала, скажем, медведица, у такого ребенка («медвежий мальчик») не обнаруживается ни одного из 120 видов интеллекта, зато обнаруживается … обычный медвежий интеллект! Научно установлено, что ребенок, который воспитывался животным хотя бы до 2-х лет, - и даже раньше, - уже никогда не сможет стать человеком, то есть не сможет говорить, и проявлять другие, как считалось раньше, «врожденные» качества человека. Оказалось, то, что удается сделать плохим «родителям» (медведице или волчице) до 2-х лет, позже не удается исправить даже профессорам! «Волчий мальчик» не умеет ходить на двух ногах. «Пантерный мальчик» бодрствовал и охотился только ночью. Был даже обнаружен в каменистой горной местности «каменный мальчик», который мог спокойно спать только на кафельном полу в ванной. Возникает вопрос, а что, если вместо медведя воспитывать ребенка будет человек, да еще одаренный педагог? Сегодня многие из прогрессивных психологов не будут отрицать, разве что уточнять, что общая одаренность – некоторый особый вид интеллекта. Естественно предположить для воспитания в человеческой среде: все мы немножко … медведи и, если родители не применят специальные методы формирования или развития одаренности, скажем, до 2 – 3 лет, то, получается, такой ребенок никогда не станет одаренным. Ну, а если одаренный ребенок пообщается в детском саду школе с «не одаренным», или не знающим «систему МИР» учителем, то, скорее всего, получится по поговорке: «с кем поведешься – от того и наберешься». За годы, прошедшие после того, как я предложил термин «интеллектика», я убедился на практике, антиинтеллектуализм – штука еще более заразная, чем интеллект или одаренность. Выход очевиден: пусть учитель будет обычный, но, зная МИР, он сможет сделать ребенка одаренным или, по крайней мере, повысит уровень этой одаренности. Выводы. Таким образом, очевидно, что в интеллекте и в одаренности «виноваты» не гены, не родители и педагоги сами по себе. Оказалось, что все определяется только «методами интеллектуального развития», которыми владели или о которых не знали родители в период формирования того или иного конкретного вида интеллекта. Вот и получается, что если родитель захочет, то он может воспитать ребенка со 120-тью, интеллектами, на радость последователям Гилфорда. Беда заключается в том, что в детских садах и школах воспитатели и педагоги до сих пор ведут себя так же, как в 17-ом веке: многие делают вид, что понятия интеллект вообще не существует!Соединив кормление младенца и обучение чтению в метод «Кормлечтение», мы объединили воспитание и образование. Таким образом, получив читающего ползунка в 1988 году, удалось сместить первый класс на целых 7 лет в раннее развитие. Очевидно, что, развивая интеллект, мы закладываем фундамент будущего образования. Поэтому теперь предоставляемые родителям материалы должны включать раздел проверенных методик по развитию всех основных видов интеллекта, с одной стороны, и образовательные программы, с другой. Кроме того, они должны помогать перейти к освоению навыков, нескольких десятков профессий: ведь именно к этому все мы стремимся.
|
|