10.1. Ребенок - композитор

Главная

Новые дети Методы развития детей Первые книги родителей Продукты Обратная связь

Контакты

Домашняя
Вверх

В гости в МИРР

Ассоциация одаренных и талантливых детей

Детские клубы

Детские сады

Школы

Детская Академия

Конкурсы

Общение

Помощь

Задать вопрос

Отзывы

 

 Âìåñòî ââåäåíèÿ

 Способности к музыкальному творчеству – каждому ребенку

 

 

«В Кострено, в Кострено поедем с тобой,
Там песни слагает любой!
И если песня,  песня  получается,
То море, море,  море улыбается …»

 

Хотелось бы, чтобы любой родитель, даже не знакомый с музыкальной грамотой, мог воспитать талантливых в музыкальном отношении детей. Причем, важно суметь воспитывать так, чтобы ребенок свободно владел современной музыкальной культурой: мог не только исполнять музыкальные произведения по нотам и на слух, но и испытывал потребность сочинять, например, песни, наиболее полно выражая таким способом свое эмоциональное состояние. Так, известно, что в русском домашнем воспитании дворян сочинение и исполнение романсов в честь дам было признаком культурного уровня.

«Нулевой» закон развития музыкальных способностей

Подпись: Введение:
о законах оптимального музыкального развития ребенка

Поначалу меня, также как многих, интересовал вопрос: почему одни люди имеют музыкальный слух, другие – нет? Что – то подсказывало, что в природе не должно быть такой несправедливой дискриминации.

Оказалось, что все люди могут быть «музыкальными«, так как обладают потенциальной, генетической способностью с рождения иметь музыкальный слух! Это можно назвать основным, точнее даже «нулевым» открытием, и было очень странно .было обнаружить , что многие об этом не знали и не знают до сих пор.

 

Примечание. В результате этой неинформированности немало детей остаются без музыкального слуха. Кто же создает такую разницу между людьми? Найти ответ на этот вопрос означало решить половину проблемы. Вскоре стало понятно, что именно  традиционное, устаревшее воспитание и образование у многих людей отнимает эту, минимальную, казалось бы и необходимую, «всеобщую музыкальную способность». Взгляды, которыми руководствуются даже современные, но традиционные педагоги, отстали … на триста лет. По сути, они велят ждать, когда эти музыкальные способности проявятся. Даже такой педагог – новатор, как Мария Монтессори, в первой половине XX века считала, что развивать ребенка можно только … с трех лет!

Вместе с тем, я обнаружил, что еще в XVII веке просвещенные родители знали, что способности сами по себе не приходят, их надо развивать. Так считал и действовал, например, отец Моцарта: сразу после рождения сына он заявил, что воспитает гениального музыканта, и стал с ним заниматься. Исследуя музыкальное образование, программы и методы обучения, я был поражен отсталостью «современной» педагогики: неужели нельзя было довести эту истину до каждого родителя, а не держать их в неведении?

Оказалось, что нельзя потому, что … так этого кто – то хочет! То есть, объективных, природных препятствий к тому, чтобы дети выросли с музыкальным слухом, нет, есть только субъективные, зависящие от чьей – то воли.

Я убедился в этом окончательно к 1999 году, пройдя все научные и административные инстанции, побеседовав с руководителями науки и образования. Я обнаружил «страшную тайну»: многие высшие руководители, «академики педагогики» и чиновники из министерства намекали, или сказали прямо, что знают правду о музыкальных способностях. Но они убеждены в том, что  имеют право регулировать численность, «поголовье», так сказать, музыкально одаренных людей. Оправдывая свою позицию, один редактор журнала («Семья и школа») мне так и написал мне: «А может в том, что талантов мало –есть смысл?», пытаясь переубедить меня.

Не ограничившись походами по этажам министерства образования, я беседовал с депутатами Государственной Думы, а затем и прошел коридоры Белого Дома и ходил по бесчисленным кремлевским кабинетам.

Выявилась весьма структура: в исполнительной власти, в органах образования убеждены, что талантов должно быть мало и, соответственно, разрабатывает такие школьные и вузовские программы, чтобы талантов не было вообще. В этом их поддерживает такая же коррумпированная с предыдущими группка в правительстве, которая тоже считает, если все будут талантливыми, кто же будет работать на нефтяных вышках и на стройках перестройки? – и выделяет на эти анти-талантливые программы бюджетные деньги. Стоп! – так ведь получается, они тратят наши, родительские деньги на то, чтобы у наших детей .. не было талантов. Приехали. Получается, нужно всю структуру власти менять, расставить такие кадры, которые свободны от бессмысленных и антиродительских убеждений.

Не будем здесь гадать, чем нынешние чиновники при этом руководствуются – пусть это остается на их совести. Очевидно, что в этом они видят свою главную функцию: отпускать таланты, так сказать, дозировано и по своему усмотрению. То, что при этом они нарушают права родителей иметь талантливых детей, как я убедился, их совершенно не волнует: они делают это с фанатическим энтузиазмом и, похоже убеждены, что выполняют некую полезную миссию. Девиз РАО: «Талантов не должно быть много!» - и я убежден, что такую академию родители давно бы перестали финансировать, если бы знали, чем там занимаются. Добавим, что внедрение «12-летки», начатое по инициативе нынешнего министра и педагогической академии означает, что к этому лозунгу традиционного образования добавился новый, еще более неприемлемый для родителей: «Умных и образованных людей не должно быть много!».

Вывод был ясен: право родителей иметь музыкально одаренных детей оказалось захвачено и регулируется небольшой группкой из руководства науки и образования. Интересно было то, что до уровня докторов наук педагоги часто тоже находятся в святом неведении в отношении музыкальных талантов детей. Точнее будет сказать – и они в идеологической (научной, административной) зависимости от вышестоящих руководителей «традиционного образования», которое, безусловно, давно стала тормозом. То есть, надеяться на педагогические кадры было бесполезно. Поэтому нужно было вернуть родителям украденное у них знание.

Программа минимума и программа максимума

музыкального развития и образования

Если родители поддержат предлагаемые нами программы, то мы вместе изменим миссии по меньше мере двух министерств, а именно, тех, кто и дальше планирует дозировано отпускать образование, таланты и культуру. Девизом этих министерств должен быть следующий: «Таланты и образование должны быть доступны каждому ребенку», тогда как сейчас эти «властные структуры» на самом деле ограничивают одних, дают преимущества другим, то есть разделяют людей. То есть, именно эти ведомства создают проблемы родителям и детям, вместо того, чтобы их решать. Это – парадокс, но необходимо освободиться от зависимости этих министерств, и именно поэтому родители, занявшие активную позицию в поддержке системы МИР, подарят таланты и высокий уровень жизни своим детям. Кстати, экспансия американской культуры в другие страны вызвана тем, что «министерства культуры» в США вообще нет!

Признание «нулевого закона» приведет к тому, что музыкальное образование должно стать всеобщим, то есть повлечет за собой перестройку всех частей системы образования, от дошкольного до вузовского. Наверное, именно из – за этих, экономических соображений педагоги не хотят ничего предпринимать. Что же касается населения, самих родителей, то теперь только в самых отсталых странах и в наиболее невежественных слоях населения не знают, что каждый ребенок обладает музыкальным талантом.

Этот факт достоверно и научно, и даже социально установлен: в странах, где пользуются так называемыми «музыкальными языками» все граждане имеют музыкальный слух.

Но если это так, то какими должны быть перспективы, максимальные возможности музыкального развития? На что может рассчитывать родитель, и что обязан знать педагог?

Над этим вопросом мне пришлось работать по меньшей мере двадцать лет. Я учился в музыкальной школе, занимался со своими братьями по классу скрипки, играл в ансамблях, пел на эстраде и в академической хоровой капелле, сочинял песни и, поразмышляв, почти силой заставил себя не стать профессиональным композитором, выбрав иной путь…

Тем временем в традиционной школе все оставалось по старому. Я убедился, что «традиционное образование» не признает «нулевого» открытия века 20-го: «И все таки Земля вертится!» - сказал Галилей, как бы не пытались убедить родителей в обратном традиционные педагоги. Тем не менее, никто из высших педагогических чинов не пытался менять представления о музыкальном образовании, существовавшие до 17-го века. Это было просто удивительно наблюдать – все эти десятилетия армия музыкальных педагогов занималась тем, что тщательно продолжала держать родителей в заблуждении. То есть, никто не собирался реализовать научные открытия в педагогику, закрывая миллионам детей реализовать свой талант.

Известно, что без систематического обучения, а именно, без образования любое развитие рано или поздно останавливается. Естественно, возникает вопрос: как должно измениться музыкальное образование в связи с этим открытием? Когда оно должно начинаться и чем оканчиваться?

Но родителям некогда ждать, пока распустят не признающее научные факты министерство образования, когда реорганизуют органы управления культурой и начнут, наконец, правильно учить в детских садах и в музыкальных школах. Родителям нужно и можно действовать, потому что дети растут и упущенного времени не воротишь. Поэтому я попытаюсь представить все материалы, результаты и наиболее эффективные методы, которые любому желающему  внимательному родителю позволят в максимальной степени реализовать потенциал своего ребенка.

За прошедшие десятилетия удалось многое проверить на практике – поэтому неподтвержденные на практике рекомендации или теории здесь отсутствуют.  

Примечание. Сегодня новые области теоретических исследований лежат в сферах обучения в период беременности, а также в областях экстрасенсорного или гипнотического обучения или кодирования – они не являются предметом книги. Цель очевидна: свести к минимуму все издержки, связанные с обучением. Например, научиться вводить обучающую информацию вводить с компьютера непосредственно в мозг. Другое направление: генетическое изменение интеллектуального потенциала. Третье направление – ускоренное обучение клонированных людей, поскольку, пока проблема генетического прекращения  старения не будет решена, клонированные люди, по всей видимости, будут иметь проблемы с их весьма ограниченным сроком жизни. Так что если эти теории будут проверены и подтверждены практикой, то, можно себе представить, что произойдет: возможно, родители будут получать из роддома младенца, обученного или, - «закодированного», -  всеми премудростям современного образования!

 

Чтобы родители реализовали свое право на талантливого ребенка, здесь будут представлены методики, пользуясь которыми родители могут осуществить не только программу минимум, но и программу максимум.

Я думаю, что именно так должны видеть свою задачу, скажем, министр образования и министр культуры. Можно было бы сослаться на то, что этого требует международная «Конвенция о правах ребенка», где прямо указывается, что государство должно обеспечить «максимально возможное развитие способностей».

Факты. Интересно, что в министерствах и академии до сих пор восклицают: «А зачем нужно столько «музыкальных талантов или гениев?». Очевидно, что они забывают о том, что мы живем не в тоталитарном обществе, замкнутом пространстве, а среди других стран, в которых все решает конкуренция. Это значит, что в итоге наши дети и, впоследствии, граждане, не реализуя всех своих способностей, неминуемо становятся зависимыми от музыкального творчества других. Не нужно заботиться о количестве гениев – пусть дети, нынешние младенцы, сами это решат в будущем, кто из низ гений, тогда и мерки будут другие. Позиция нынешних министров: «нам это не нужно!» - обрекает страну на роль разоряемого рынка путем неэквивалентного культурного обмена и невыгодной торговли музыкальной продукцией. В современной «президентской республике», какой является наша страна, знать о том, каковы эти самые максимальные способности должен знать сам президент - только он сможет заставить нерадивых или некомпетентных министров добросовестно исполнять свои обязанности перед родителями. Но как восполнить этот дефицит знаний в администрации, когда проекты документов подаются самими министрами – исполнителями, которые не признают никаких новых научных достижений? Обидно осознавать, что президенту, в свете перечисленных открытий дать всеобще музыкальное, причем, творческое, композиторское образование населению такой страны, как Россия, теперь ничего не стоит – представьте, какой потенциал мирового рынка не используется!

Программу максимум можно сформулировать следующим образом: каждый родитель может развить и воспитать детей, способных стать не только музыкантами, например, исполняющими известные произведения, но и композиторами, сочиняющими музыкальными произведения.

Именно этой цели – достижению программы максимума музыкального развития и образования - посвящена эта книга.

Однако сначала родителям необходимо быть твердо уверенными, что это возможно, является обычным делом, таким же, как научить ребенка читать и писать.

Когда – то в 60-е годы часто звучала популярная песенка, слова из которой приведены в эпиграфе. Меня в детстве эти слова поразили, но никто из взрослых не мог мне ответить, почему в каком – то Кострено «песни слагает любой», а в нашей столице, в городе Фрунзе никто из знакомых этим не занимался?

Столетиями традиционные педагоги внушали, что обучить ребенка чтению можно только в 7 лет, но к 1990 году мне удалось разрушить этот миф и доказать, что ребенок может научиться читать – раньше, чем ходить. Теперь каждый родитель может покончить с таким же мифом в отношении музыкальной грамоты. Несмотря на то, что этот миф охраняется столь же упорно и тщательно, вы сможете научить ребенка нотной грамоте – раньше, чем ходить. Разумеется, это можно сделать и позже.

Здесь приводятся материалы, необходимые  для общего знакомства с методикой “Знать ноты - раньше, чем ходить”  и программой, условно называемой  “Моцарт”. Как вы убедитесь, путей к знанию нот в младенческом и дошкольном возрасте много – столько же, как и к обычной грамоте в методике «Читать – раньше, чем ходить», или в «Универсальной развивающей азбуке». Я убежден, что родители имеют право мечтать, чтобы их ребенок мог добиться таких успехов в музыкальном творчестве, каких пожелает.

Как сделать так, чтобы любой родитель, которому традиционное общее образование в школе не дало музыкальной грамоты, все таки, мог сделать своего ребенка музыкально образованным? Прежде всего, нужно твердо уяснить, усвоить некоторые основополагающие законы и принципы системы МИР.

Законы оптимального музыкального

развития и образования

Если идти традиционным путем, через музыкальные школы – ничего не выйдет, кроме огромных затрат времени и средств, с одной стороны, и потери у ребенка желания заниматься музыкой, с другой.  Мой опыт показал, что лучше всего обучить этому, знать ноты легче, раньше, чем ходить, а не в более старшем возрасте.

 

К 1990 году мне удалось проверить на практике основные элементы методики «Знать ноты – раньше, чем ходить», и я думаю, что со временем все осознают важность сделанного этой методикой открытия.

Таким образом, первый закон оптимального музыкального образования гласит: «Любогообычного ребенка можно научить знать ноты, раньше, чем ходить».

Разумеется, это не будут знания в объеме средней специальной музыкальной школы, достаточно знаний в объеме начального курса сольфеджио. Для того, чтобы осуществить это, родителям достаточно будет пособий, упомянутых в настоящей книжке. 

Закон оптимального развития способностей к музыкальному творчеству. Второе открытие, о котором, на мой взгляд, нужно знать каждому родителю, касается последующих темпов музыкального развития ребенка, узнавшего ноты – раньше, чем он начал ходить, Это открытие я называю законом оптимального творческого развития: «Любой ребенок в системе МИР может и желает стать композитором в возрасте трех лет». Причем, исполнительское искусство в этом возрасте многих малышей интересует гораздо меньше, чем сочинения собственных произведений.

Примечание: Вы должны обратить внимание на то, что ребенок в этом возрасте сможет не только сочинять мелодии, но и записать их нотами, при помощи наших пособий или на персональном компьютере.

Композитор – в три года. Впоследствии, когда я начал искать аналоги в истории, то обнаружил,  что установленный мною срок опережает на три года начало музыкального творчества самого Вольфганга Амадея Моцарта, который первое произведении, как известно, записал нотами в возрасте 6 лет. Но последующий анализ показал, что метод родителей Моцарта, профессионально владевших игрой на музыкальных инструментах, не подходит для миллионов родителей.

Что нужно для раннего музыкального образования

Комплекты пособий, музыкального оборудования и программ для компьютеров можно будет заказать в дальнейшем, когда родители увидят, что воспитывать музыкального гения вовсе не так сложно, как им раньше казалось и они решат организовать занятия музыкой.

По тексту и в приложении уже приводятся образцы некоторых пособий, которых достаточно для начальных домашних занятий с малышами. Родители, заинтересованные в занятиях по программе “Моцарт” смогут, надеемся, в ближайшее время получить полный комплект «МИР музыкального творчества», с представленными здесь материалами.

 

В книгу вошли и ответы на вопросы родителей по методике “Знать ноты - раньше, чем ходить”, а также более детальные образцы пособий.

К началу содержания

 Где таятся опасности для музыкального таланта

Самая грозная опасность в том, что все вокруг будут говорить – отдайте малыша в музыкальную школу – и дело с концом.

Детские сады и общеобразовательные школы

К сожалению, вы не можете рассчитывать на то, что в школе сохранят музыкальный талант Вашего ребенка. Почему?

Для выяснения этого вопроса я провел несколько встреч с руководителями педагогической академии, то есть, в самом «штабе системы образования» страны. Теперь я убежден, что программы музыкального образования составлялись теми, кто считает, что общеобразовательная школа должна готовить только слушателей, потребителей музыки. Что же касается талантов – то все заботы этого «штаба» подчинены одной цели:  «Талантов не должно быть много!». Слово талант – вообще запретное слово, речь может идти только о «способных детях». Для детей, которым чудом удалось попасть в эту категорию, есть музыкальные школы, политическая цель которых та же: «талантов не должно быть много».

Подпись: Ãëàâà 1. 
Способности
к музыкальному
творчеству
– каждому ребенку
 

 

В результате, получилось, что в общеобразовательной школе все построено так, чтобы музыкальные способности не проявились, и в лучшем случае там смогут подготовить слушателя, меломана который не дай бог начнет потреблять немеренное количество музыки и даже ходить по улице  с наушниками в ушах

 

Поэтому нужно записывать ребенка только в детский сад и школу по системе МИР – в наших школах развитие музыкальных талантов и музыкальное образование реализуются в полном объеме, без каких то надуманных ограничений.  Если все родители выберут школы «Мир ребенка», то оптимальное образование станет государственным и полностью бесплатным. Записываться можно начиная с самого рождения ребенка.

Музыкальные школы

В музыкальной школе, как показывает статистика, дело поставлено так, что подавляющее большинство способных детей впоследствии отказываются продолжать свое музыкальное образование. То есть, потенциальные таланты при традиционном подходе просто исчезают, попросту гибнут.

Факты. Я и мои братья учились в музыкальных школах. Практически все мои друзья и многие знакомые, мужчины и женщины  – тоже учились там. Мой опыт убедил меня в том, что и музыкальные школы надежно «успокаивают» девять из десяти талантливых детей. Думаю, что эти школы - всего лишь еще один фильтр концепции традиционного образования в России, главной заботой которого, увы, является цель: «чем меньше талантов и гениев – тем лучше», «талантов не должно быть много». Кто и когда придумал эту  линию – сейчас нет смысла разбираться. Видимо, для авторов этой точки зрения значимо то, что они взяли на себя миссию регулировать «поголовье» талантов.

Поэтому, я убежден, что гораздо проще родителю ни от кого не зависеть и самому, так сказать, лично подарить музыкальный талант своему ребенку. Далее, важно выбрать программу обучения и школу, где давать музыкальное образование: «традиционные» музыкальные школы так же заняты тем, что «отсеивают» большинство талантов, только немногим «избранным». В результате вы рискуете просто потерять время и деньги.  

 

 

Домашняя Вверх Новости В гости в МИР ребенка Знать о детях МИР одаренности Продукты Обратная связь Оглавление Форма поиска Контакты и связи

Вы можете отправить сообщение для:  aoser@mail.ru с вопросами, предложениями и замечаниями о сайте "Одаренность по системе П. Тюленева"
© 2015 г. [ННОУ] [Академия образования и развития]
Дата изменения: 07.08.2015