20. Как развивать детей одаренными
 

Главная

Новые дети Методы развития детей Первые книги родителей Продукты Обратная связь

Контакты

Домашняя
Вверх

В гости в МИРР

Ассоциация одаренных и талантливых детей

Детские клубы

Детские сады

Школы

Детская Академия

Конкурсы

Общение

Помощь

Задать вопрос

Отзывы

 

 

20. Как развивать детей одаренными

Что нужно знать родителям о детях

 

 

Каждый человек знает, что даже в успешных и состоятельных семьях могут возникнуть трудности в воспитании и образовании детей. Неужели эта проблема не поддается решению?

Но ученые, работавшие 50-60-е годы на стыке психологии и информатики, проведя расчеты, заявили о том, что возможности детей гораздо шире, чем принято считать. Некоторые исследователи предположили, что в каждом ребенке скрывается гений. Фактически, этим впервые появилось теоретическое и даже расчетное, математическое обоснование решения проблемы одаренности.

Изучив эти данные, с 1969 года я энтузиазмом приступил к разработке и проверке на практике системы максимально возможного развития способностей и талантов. Опыт и лучшие результаты у меня уже были. Я исходил только из научных расчетов, поскольку после многочисленных школьных баталий в педагогику не верил, а информация о зарубежных отсутствовала: тогда даже кибернетика и генетика были объявлены лженауками.

И вот, через 20 лет мне удалось решить эту проблему. В частности, удалось доказать, что ребенок может научиться читать и считать – раньше, чем ходить. Известно, что когда – то некий мудрец сказал, что «ВОСПИТЫВАТЬ нужно, еще когда ребенок поперек лавки лежит», но не сказал, как это делать?  У меня же на практике получилось, что не только развивать и воспитывать, но и ОБРАЗОВЫВАТЬ можно и нужно начинать … еще до исполнения года. Эти результаты полностью разрушали то здание традиционного образования, которое более трехсот лет заботливо оберегали педагоги. «Каждый ребенок – действительно, маленький гений, и только родители могут помочь ему развиться, если будут знать методы интеллектуального развития» - таким оказался, на мой взгляд, главный практический итог наук о воспитании во второй половине двадцатого века.


 

Теперь можно было рассмотреть, что же происходило с проблемой одаренности во второй половине 20-го века? Тем более, что некоторые руководители образования на моих предложениях начертали собственноручно: «Нам это не надо!».

Оказалось, что тем временем, события развивались постоянно не в пользу детей. Выяснилось, что против их одаренности стояли вполне конкретные люди, кто по незнанию, а кто и по должности.

Педагогический детектив

Судьба великих гуманитарных открытий в развитии и обучении детей складывалась почти так же, как у изобретенного в то же время электромобиля, патенты которого скупили бензиновые автомобильные корпорации и нефтяные монополии. Они не допустили массового производства экологически чистого транспорта в целях сохранения своих доходов, основанных на устаревших традиционных технологиях. Для того, чтобы сохранить отживающие свой век технологии нередко создаются министерства, академии и множество других организаций …

Точно так же возник «конфликт интересов» между родителями, с одной стороны, и педагогами традиционного образования – с другой. Подняв из архивов книги по истории педагогики, я обнаружил, что этот конфликт продолжается с 17-го века. В результате, многие открытия и методы развития детей в конце – концов, были замолчаны, скрыты от родителей. Куда делся, например, метод Моцарта - отца, который с самого рождения заявил, что будет воспитывать гения? Почему не используются идеи «игрового обучения в школах», предложенные еще Яном Коменским? Как можно было не использовать и начисто отрицать столь эффективные, очевидные и научно обоснованные приемы, как  нейролингвистическое программирование (НЛП), «программированное обучение», «метод проектов»? Эти факты вызывали подозрения в какой – то тотальной круговой поруке…

Все эти методы и многие другие достижения великих воспитателей и психологов так и не вошли в практику педагогов. Вернее, педагоги скрыли эти достижения от родителей, и сознательно не включили в число «орудий своего труда», не «признали» их, как пытались лионские ткачи не признавать ткацкие станки.

Факты убедили меня, что начиная с 17-го века так называемая «традиционная педагогика» пытается сохранять устаревшие методы обучения; она отказывается внедрять в  школы новое прогрессивное в обучении. Получается, что система образования давно встала против одаренности. Одна из причин этого в том, что она искусственно отгородилась от науки, как и триста лет тому назад, непробиваемой стеной называемой ими «традицией».

Примечание. Учительский труд – один из немногих видов труда, который оказался дискриминированным, а учителя фактически лишены прав частной собственности – дикое и бесправное, по нынешним временам, положение. Поэтому, находясь в положении рабов, на грани голодной смерти, они будут бороться за свое существование любыми доступными средствами. В положении нищих педагогов единственным способом борьбы является забастовка или саботаж, сознательное понижение качества труда. Открытое выступление для бесправного педагога является рискованным – он может потерять даже те крохи к существованию, которые имеет. Что тогда будет делать его семья? Удлинение сроков обучение – ответ на политику неблагодарного общества в отношении педагогического сообщества. В защиту прав педагогов Конгресс родителей будет реализовывать последовательную программу капитализации учительского труда и укрепление социального статуса учителей, наших пока что не всегда верных помощников. Любой педагог должен иметь право на вознаграждение за свой труд по воспитанию человека, и каждый отдельный гражданин обязан оплатить этот труд, когда начнет работать. Размер этих именных отчислений будет определяться как часть налогов, примерно 5 – 10 процентов. Сумма отчислений зависит от заработка и продолжительности трудоспособности учеников, поэтому учителя будут заинтересованы и в сохранении здоровья наших детей. Очевидно, что, таким образом, учителя будут заинтересованы в воспитании и развитии всех детей одаренными и преуспевающими, долгожителями без вредных привычек. Это было доказано упоминающимися далее исследованиями Тертмена, потому что такие дети, вырастая, имеют во много раз больший заработок, чем неразвитые и недостаточно подготовленные.  Труд учителя должен оформляться так же, как долговременные инвестиции и только тогда учитель сделает ребенка процветающим и успешным.

В то же время, в ходе исследований причин педагогических успехов были обнаружены удивительные факты: все, кто отказывался от традиционных представлений, от услуг традиционных детских садов и школ, добивались невероятных успехов, делали своих детей одаренными. Это относится и к родителям, и к самим педагогам, и к целым государствам. Так, во времена расцвета и наибольших успехов Римской империи образование было домашним. Отказались от традиционных представлений родители Моцарта, Паганини, Эдисона …

Рассмотрим более подробно что подарили родителям и детям «отказники», порвавшие с «традиционными педагогикой», и психологи, глубоко исследовавшие показатель «общей одаренности» – IQ.

 

остижения выдающихся педагогов связаны с отказом от традиционных методов развития детей. В начале 20-го века отвергли традиционные методы обучения многие педагоги, которые решили проблемы, неразрешимые для традиционных методов.

 

Пример 1. Оказалось, что развитие способностей и воспитание дошкольников можно ускорить через «организованную интеллектуальную работу. Например, Мария Монтессори (1910), отказалась от обычных представлений и из проблемных детей 3-х – 7-ми лет с задержками умственного развития совершила чудо: подготовила к школе вполне нормальных и успевающих учеников. Эта женщина стала первым в истории доктором медицины. Несмотря на отрицание раннего развития до 3-х лет и ошибочные представления о сензитивных периодах, она впервые начала внедрять некоторые научные элементы в педагогику. Основу ее метода составляют правила создания развивающей среды («зоны развития»), и обучение ребенка элементарным операциям со специально подобранными пособиями и предметами, так называемым дидактическим материалом.

 

Пример 2. Защита одаренности «по – Макаренко», первое сражение. Одаренность подростков можно пробудить и развить методом корпоративно – промышленного развития способностей. При этом достигаются наивысшие результаты воспитания, образования и социальной адаптации. Этот метод изобрел отказавшийся от традиционного подхода, выдающийся педагог А.С. Макаренко. Он еще в 20-е годы  создал не просто самую эффективную в мире, но даже … самоокупаемую систему воспитания, обучения и социальной адаптации подростков. Причем, автор «Педагогической поэмы» не только решил сложнейшую задачу, он указал пути преодоления «неразрешимой проблемы» так называемых «трудных детей». Если  в «республике ШКИД» даже бывшие преступники становились добропорядочными гражданами и прекрасными руководителями, то обычные дети должны по «системе Макаренко» становиться уже выдающимися и гениальными руководителями всех уровней. Своим подвигом А.С. Макаренко открывал России путь к безоговорочному лидерству во всех новых и высоких технологиях … В результате своих удивительных открытий и накопленного практического опыта, А.С. Макаренко смог выступить с, казалось бы, невероятной реформой образования: он предложил программу перевода школьного образования на самоокупаемость. Он заявил буквально следующее: «Передайте нам все школы Москвы и через два года мы откажемся от бюджетного финансирования». При этом гарантировалась отличная успеваемость и, одновременно, профессиональная подготовка учеников … в сфере высоких технологий, разработки и производства фото, аудио и другой техники. Вскоре после этого революционного предложения создатель республики ШКИД неожиданно скончался, в самом расцвете сил.

Многие считают, что А.С. Макаренко создал прообраз будущего оптимального корпоративного образования, необходимость которого еще не скоро будет осознана, и по которому, в частности, пошла фирма «Сони». Еще одну, и тоже неудачную попытку провести «реформу Макаренко», предпримет в СССР через двадцать лет, в 1957 году,  Б.П. Никитин.

Пример 3. Необходимость раннего развития как результат массового тестирования общей одаренности (IQ) в течение всей жизни. Но на мой взгляд, с традиционной педагогикой должно было покончить крупномасштабное исследование Тертмена (Чёрчмена)  в США. Но этого, к сожалению, не произошло. Это исследование доказало несостоятельность главной догмы педагогов о сроках обучения. Здесь начиная с 20-х годов проводили наблюдения за несколькими десятками тысяч людей, всесторонне тестируя с возраста от нескольких месяцев и до 50 -ти лет. Эти длительные (их еще называют «лонгэтюдные») наблюдения  показали, что ребенок, получивший раннее развитие к возрасту 2-х годам, оказывается намного более одаренными и успешным в жизни, чем тот ребенок, с кем до двух лет не занимались.

 

 

Надежды родителей: на защиту одаренности детей встают педагоги - новаторы

Но, несмотря на то, что во многих странах традиционные образовательные структуры отчаянно противились новым методам обучения и не выделяли на это средств, в мире началась невиданная гонка, целью которой было создание массовой, доступной для каждой семьи методики развития детей одаренными. Целью было создание таких «детсадовских» и школьных технологий, которые сберегут здоровье и одаренность детей.

Во время этой по созданию новых образовательных технологий, все время возникали сражения, бои местного значения и разгорались битвы, которые вели великие педагоги с «традиционным образованием», с теми, кто обучает по принципу: чем меньше одаренных, тем лучше, спокойнее.

 

Бои глобального значения на Восточном педагогическом фронте. Открытия педагогов – новаторов в СССР.

В особенно трудных условиях оказались педагоги в нашей стране. Документы Съездов учителей подтверждают, что система образования строилась большей частью теми политиками, кто планировал, чтобы Россия стала «вязанкой хвороста в пожаре мировой революции». Будущие граждане не должны были думать, они должны были «не щадить ни себя, ни врагов». В первую очередь – не щадить себя..

Принятая поурочная, лекционная подача материала, сидячая система образования должна была, словно илом, затянуть мозги, погасить все задатки и проблески творческой мысли. Действующая система оценивания должна подавлять уверенность в своих силах у абсолютного числа учащихся. Кроме того, школы должны были превращать всех, одаренных и гениальных детей, в дисциплинированные трудовые массы. Педагогической науке отводилась роль проводника этой линии, охранять ведомственные интересы. Все хорошее возникало в этой обстановке, по сути, вопреки этой линии «традиционного образования». Поэтому величайшие достижения в образовании связаны не с официальной наукой, а с гениальными учителями – новаторами, а также с  выдающимися родителями.

 

Пример 4. Директор Павлышской специальной школы. Старт возрождению новых технологий образования  в 50-е годы был дан выдающимся педагогом-новатором В. Сухомлинским, автором книги «Сердце отдаю детям», директором специальной школы. Его воспитанниками были дети с проблемами умственного развития, от которых отказались «традиционные педагоги». Тем не менее,  они после окончания Павлышской специальной школы смогли успешно поступать даже … в тогдашние строгие вузы. Это было достижение, которое превзошло показатели, достигнутые в начале века М. Монтессори.  

 

Пример 5. Защита одаренности школьников «по - Макаренко», событие второе: у стен древнего Кремля погибает взвод … Уникальный по своей дерзости случай произошел в конце 50-х годов. Тогда, во времена «хрущевской оттепели» группа 47 педагогов во главе с Б.П. Никитиным обратилась в ЦК КПСС с предложением возродить систему А.С. Макаренко: разрешить перевести ряд школ Москвы на самоокупаемость, чтобы с детства воспитывать трудолюбие и предприимчивость. Эти педагоги просили на эксперимент не два года, как Макаренко, а пять лет.

Однако, после поначалу доброжелательной встречи с Л. Фурцевой, на этих педагогов обрушились репрессии: поручение правительства министерство Просвещения выполнило с точностью наоборот: продолжатели новаторских идей Монтессори и Макаренко подверглись преследованиям, лишились работы, другие и вовсе окончили жизнь трагически…

 

Пример 6. Формирование одаренности по Никитину. «Мы пойдем другим путем: «Программу начальной школы – к семи годам». После разгрома «педагогического взвода» Б.П. Никитин не сложил оружие, он не остановился. И вот, теперь к исходу нескольких десятилетий мы можем смело сказать: в конце 60-х годов величайший педагог столетия Б.П. Никитин подарил миру систему развития детей, в результате которой любой ребенок становится способным и легко осваивает программу начальной школы уже к семи годам. Коэффициент IQ при тестировании детей Никитиных, проводившимся психологом, приехавшим из Англии, оказался невероятно высок. Интересно, что попутно Б.П. Никитин на практике доказал, что в немузыкальной семье можно воспитать детей с совершенным музыкальным слухом, то есть сделать его из не одаренного – одаренным. Кроме того, было показано, что традиционная школа снижает «коэффициент интеллектуальности» ребенка IQ примерно на 20 – 30 процентов. Это - наиболее тревожный и точный факт, словно предупреждение для каждого родителя: если хочешь уменьшить качество ума, одаренность своего ребенка на треть – отдавай его в традиционную школу … 

Таким образом ориентир для родителей : хочешь, чтобы у ребенка был наивысший по международным стандартам, - по – Тертмену, - коэффициент интеллекта и наиболее высокие прогнозы на лучшее будущее, – тогда необходимо познакомиться с методами интеллектуального развития, для начала, с «системой Никитина». Именно так поступили родители двух сестер, которые начали заниматься «по Никитину», и окончили свой первый вуз в 12 и 14 лет, и к 16-ти годам получают третье высшее образование, теперь уж в Стэнфорде, США. Их родители в своих первых интервью добросовестно рассказывали, что первым делом они проштудировали книги Б.П. Никитина и других педагогов – новаторов СССР.

Весьма примечательно, что против «системы Б.П. Никитина» время от времени выступают наиболее откровенно – бульварные газеты и телеканалы, сделавшие все для сдерживания развития страны, про которые сказано примерно так: «прочти МК, и поступай наоборот».

 

Пример 7. Крупнейшее открытие ХХ века, сделанное в СССР: одаренность можно пробудить и в школе!

Гром среди белого дня: «Программу средней школы – в три раза быстрее, чем обычно». В 1970 году сокрушительный удар по традиционному оболваниванию учеников нанес и другой гениальный педагог, Виктор Федорович Шаталов. Ветеран - фронтовик, - он в начале 70-х годов предложил великолепную методику школьного развития и обучения детей, в результате все ученики класса  осваивали программы в среднем в три раза быстрее, чем обычно. В частности, оказалось, что «двоечники» при этой системе становились отличниками даже более успешными, чем изначальные «отличники». В.Ф. Шаталов в частности, доказал, что традиционные методы преподавания многим бывшим двоечникам принципиально не подходят, так как не учитывают их способ восприятия, то есть  непригодны физиологически. В то же время он предложил более 4000 новых педагогических элементов, которые делают процесс обучения максимально эффективным для любого ученика. Теперь, наконец, стало ясен смысл девиза педагогов – новаторов: «Двойка ученика – это двойка учителю!»

Борьба за одаренность школьников продолжается и по сей день.  Сегодня в главных советниках у нынешнего министра как раз те «ученые», которые в прошлом не раз мчались в Донецк, в бесчисленных проверках, чтобы любой ценой опорочить Шаталова. Но тогда они  так ничего и не смогли сделать с великим педагогом. В эти тревожные для родителей дни, незаконными методами и тайно внедряя губительную для России «12-летку», гонители «метода опорных конспектов» более всего боятся даже упоминания имени В.Ф.Шаталова, который 30 лет тому назад разоблачил «традиционную педагогику» и построенную на ее основе систему образования, как … обыкновенный обман.

 

Пример 8. Шах и мат традиционной педагогике: в Москве,  в специальном интернате учат читать с двух лет... слепоглухонемых детей! Когда в 1999 году я начал анализировать, что же прогрессивного удалось сохранить в образовательных учреждениях страны, то обнаружил, что в России давным - давно была разработана методика, по которой даже слепоглухонемых детей учат читать к 2 – 3 годам. Приведенные ниже сочетания точек – это азбука слепых, Брейля, – угадайте, где буквы «А», «B», «C» и «D»? В начале 70-х годов вышла книга Ольги Скороходовой, которая несмотря даже на такие физические недостатки …  даже смогла стать кандидатом наук. Тогда меня эта книга утвердила в подозрении, «что – то не так в образовательном королевстве».

Меня постоянно и часто удивленно спрашивают: почему же этот и другие подобные факты скрываются от широкой общественности? Как можно сохранять ведомство, которое утаивает столь важную для общества информацию: если проблемные дети начинают читать в два года, то почему нормальные малыши должны терять несколько лет!? Интересно, что этот специальный интернат расположен напротив, в тридцати метрах от окон кабинетов академиков, которые отрицают возможность обучения детей ранее 7 лет с целью обосновать увеличение сроков обучения и внедрить «12-летку»! Так есть ли предел лицемерию подобной «науки», если по одному же и тому адресу на улице Погодинской, делают и говорят совершенно разные вещи!?

Возникает вопрос:  можно ли сохранять «научное» ведомство, которое тянет  наше образование и страну назад, к 12-летке, когда прямо за окошком этого ведомства дети уже почти тридцать лет читают … с двух – трех лет!

Стало совершенно очевидно, что главной преградой одаренным детям России была и остается Академия педагогических наук, которая ныне переименована в РАО. Кстати, согласно документам, все школы подведомственные РАО, были переведены на двенадцатилетнее обучение в числе самых первых. Интересно, что на это решение не повлияло ни то, что с руководителем РАО встречался и подробно обсуждал результаты прогрессивной педагогики лично Б.П. Никитин.

***

Дальнейшее знакомство с литературой показало, что и в других странах, несмотря на противодействие педагогов, разумные родители, врачи и руководители фирм отказывались от услуг традиционной педагогики, и создавали свою способы развития детей. Я обнаружил, что в течение 20-го века приступали к работам по освобождению одаренности и интеллекта детей и в других странах.

Вот некоторые примеры, которые родители могут немедленно учесть и использовать на практике, забыв многие проблемы. Оказалось, что все эти приемы доведенные до максимальной эффективности, вошли в систему МИР».  

 

 

Полностью материалы книги предоставляются по программе П.В. Тюленева "Каждой семье - одаренных детей"

До публикации выпуска со многими материалами выпуска можно познакомиться по следующим ссылкам:

Программа П.В. Тюленева: "КАЖДОЙ СЕМЬЕ - ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ";

СТРУКТУРА
©
Содержание сайта
©
Человек Развитый
©
Раннее развитие детей
© Система МИР
© П.В. Тюленев  
©
Последователи ранего развития
© Другие методики
© Революция в обучении и образовании

МЕТОДЫ
©
Читать - раньше, чем ходить 
©
Печатать - раньше, чем ходить
©
В пять лет - в пятый класс - 1992 г.
©
Другие методы  
©
Интеллектика
@
Детские сады

ЧТО НУЖНО?
©
Ребенку- геном на CD
©
Публикации
®
Карта - каталог
® Пособия. ® Игры. 
®
Общий прайс - лист 
®
Магазины ® Семинары
® Конгресс родителей
@
Школы и вузы

ПОЛУЧИТЬ
@
Развивающие комплекты
@
Заказать
@ МИР-1
@ МИР-2
@ МИР-3

@ ВидеоМИР-1
@
Многоязыкий ребенок

ОБЩЕНИЕ
@ Родительский
 клуб
@ Видеомир
@
Проекты
@ У Вас вопрос
@ Предложение
@ Написать письмо @Регистрация  
@ Вакансии

Домашняя Вверх Новости В гости в МИР ребенка Знать о детях МИР одаренности Продукты Обратная связь Оглавление Форма поиска Контакты и связи

Вы можете отправить сообщение для:  aoser@mail.ru с вопросами, предложениями и замечаниями о сайте "Одаренность по системе П. Тюленева"
© 2015 г. [ННОУ] [Академия образования и развития]
Дата изменения: 29.09.2015