На этот вопрос отвечает создатель системы МИР ребенка, автор книг: "Читать
- раньше, чем ходить" (1996),
"Как ускорить интеллектуальное
развитие ребенка" (1995) и других, П.В.Тюленев.
- Авторы обзоров по раннему развитию советуют те методики,
которые никогда не были методиками раннего развития.
Советуют, например, "метод Монтессори", которая, как известно, никогда
не занималась детьми до 3-х лет и не общалась даже со своим ребенком,
считая, что это - бесполезная трата времени.
Мария Монтессори всю свою жизни
категорически отрицала возможность развития и обучения, то есть,
педагогического воздействия на ребенка до 3-х лет и строила свою
методику исходя из этого положения. Об этом написано во всех её книгах.
Но в самом конце жизни она стала говорить, что ранний возраст - это
океан неизведанного...
Как бы то ни было, несмотря на громадные заслуги и гениальность
автора, ее методика, по сути, задержала развитие педагогики на целый
век. Наверное, счастье, что в России после недолгого увлечения в 20-х
годах, эта методика до конца 90-х годов практически не была известна и
мы не знали об этих её категоричных утверждениях. Поэтому, наверное и
появились методики Никитина и Тюленева, Шаталова и Зайцева...
Так, почти сто лет, до 2000 года во всех уставах центров Монтессори
по всему миру было указано: «Дети принимаются только с 3-х лет».
Вот представления Марии Монтессори относительно сроков
педагогического воздействия, например, по книге Монтессори М. Разум
ребенка. М., 1999. - раздел "Периоды роста":
"В пространстве от нуля и до шести лет четко выделяются две
подфазы. Первая - от рождения до трех лет - характеризуется таким типом
ментальности, подступиться к которому взрослые оказываются не в
состоянии." (М. Монтессори, Помоги мне сделать это самому.).
Если непредвзято
разобраться, то Монтессори гениально выполняла заказ миллионера,
финансировавшего заказ на подготовку квалифицированной рабочей силы из
проблемных, часто брошенных детей.
Именно поэтому понятие, слово "игра" было запрещено в многочисленных "Домах
ребенка" - воспитывать творчество в будущих рабочих здесь было ни к чему.
Поэтому был создан культ слова "работа"
- хотя в иных случаях это как раз и неплохо.
В целом методика Мотессори чрезвычайно
затратная дорогостоящая и тормозная - она всецело подчинена главной
цели, как сейчас сказали бы: реабилитировать отстающих детей и,
одновременно подготовить из них сосредоточенных, послушных,
добросовестных рабочих.
Это - научно переработанная традиционная система образования, которая
разделяет общество на творческую, мыслящую элиту, с одной стороны, и
далеких от всяких этих "глупостей", работников, с другой.
Так что кто хочет подготовить из своего
ребенка обслугу для приезжих иностранных менеджеров - эта система - в
самый раз. Только тогда пусть они, хозяева жизни, полностью
профинансируют эти школы.
А так получается, что за свои же деньги родители готовят заокеанским
хозяевам работников...
Сколько я ни
выступал, руководители Монтессори – центров настаивали на использовании
устаревших взглядов. Только после публикации «Тюленев – против
Монтессори» в Интернете, ситуация стала резко меняться. Это произошло
после 2000 года. То, что в этих центрах перешли на стандарты нашей
«системы МИР», говорит о том, что они, наконец, отказались от методики
Монтессори, а перешли на систему, которую было бы правильно называть
«методом «Тюленева – Монтессори». Однако, руководители центров
помалкивают, продолжая по-прежнему дезинформировать родителей в
отношении главных установок Монтессори.
Но в "системе
МИР" мы совсем не нуждаемся в
устаревших дидактических представлениях Монтессори. Так,
у нас более 100 зон развития, тогда как уМонтессори не насчитывалось и
десятка. Тем более мы лет
сорок тому назад отказались от ошибочных представлений о сенситивных
периодах Монтессори. Что делать - наука не стоит на месте. Мы
программу Монтессори, разработанную ею и последователями для
детей «от 3-х до 8» проходим еще до 3-х лет, от рождения до трех лет.
О чем дальше говорить? Конечно, метод
Монтессори – хороший, пожалуй, единственный научный метод в традиционной
педагогике. Его сейчас
пытаются реанимировать. Наверное, только потому, что система Монтессори
- очень затратная, в отличие от "системы МИР", она обеспечивает
занятость и доходы педагогам - монтессорианцам и лжемонтессориацам.
Это - лечебная система, хорошая корректирующая или реабилитационная
методика для проблемных детей - достаточно внимательно изучить историю
её возникновения и финансирования. По сути, она не предполагает развития
способностей ребенка кроме трудовых и технических навыков. Изначально
культовым понятием объявляется РАБОТА. Запущенные дети с улицы и из
бедных кварталов собирались, отмывались, одевались и готовились для
поступления на работу на заводы и фабрики. Конечно, само по себе, это
неплохо.
Но социально здоровым детям современности эта система может оказать
дурную услугу, не говоря уже о том, что опустошит ПРИ ЭТОМ карман
среднего родителя.
Но эта система, со всеми её замечательными дидактическими приемами,
многообразием учебного материала и пособий вытекает в качестве частного
случая из системы МИР для проблемных и больных детей.
В то же время, система МИРР фундаментально меняет, уменьшает сроки обучения, в
несколько раз снижает затраты и полностью
меняет представления о
возможностях ребенка.
Поэтому эта система еще в
конце XX века
дала лучшие в мире результаты.
Ну, а лучшее, как известно, враг хорошего.
|