|
Ассоциация одаренных и талантливых детей
|
В каждый период своего развития ребенок что-то может, а что-то ему недоступно. Чтобы хорошо понимать своего ребенка, целесообразно разделить все время развития на определенные характерные периоды в соответствии с так называемым “ведущим видом деятельности”. Какова наиболее удобная, целесообразная периодизация развития и обучения ребенка от рождения до достижения совершеннолетия и получения высшего образования? Что взять за основу деления всего возрастного периода от 0 до 18 -ти лет на отдельные стадии? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к общеизвестным фактам, которые почему-то не принимаются во внимание традиционные педагогами. Во-первых, не принимается во внимание факты, свидетельствующие о том, что повсеместно у детей наблюдаются разные темпы развития в отношении таких видов деятельности, как, например, музыкальная, изобразительная и т.п. Причем, дети могут достигать удивительного совершенства почти во всех известных видах деятельности: в музыке (Моцарт, 6-8 лет), в рисовании (Надежда Рушева и др.), в стихосложении (Ника Турбина), в чтении и сочинительстве и письме (Л. Тюленева, 2 - 4 года), в математике (Э. Галуа и др.). Еще большее разнообразие наблюдается в показателях физического развития - различия здесь достигают 1-2 порядков (в десятки и сотни раз). Кажущаяся самостоятельность развития различных функций привела к тому, что американскими психологами, в результате почти вековых исследований, были предложены теории множественности видов интеллекта: физический, художественный, математический и другие. Тем не менее, во всех приведенных примерах наблюдается общая закономерность: развитием феноменальных способностей занимались родители. Причем, делали они это по-разному, в зависимости от своей подготовленности, своих интересов. Возникает закономерный вопрос: а можно ли развивать все способности ребенка одновременно? Накопленные факты и опыт позволяет ответить определенно: да, безусловно, можно развивать все качества в ребенке одновременно, помогая тем самым, стать ему гармонично развитой личностью. Во-вторых, очевидно, что степень развития того или иного вида способностей кажется независимой от возраста. Таким образом, выделение возрастных периодов не должно быть главным, иначе мы совершаем насилие над личностью ребенка: четырехлетний ребенок имеет право, если захочет и сможет, освоить программу начальной школы, десятилетний - поступить в вуз, восьмилетний - написать симфонический концерт... Было бы естественным, чтобы границами были бы имевшие в действительности в истории реальные достижения человека. Но большинству родителей нет дела до теоретических рассуждений об абстрактных способностях и видах интеллекта, но всем понятны такие вещи как профессия, квалификация ... Поэтому, в системе МИР вместо “предметов” ребенком осваиваются профессии. Тем самым решается проблема ранней профориентации.
Какая схема была осуществлена на практике и показала наивысшую эффективность? Для удобства в системе МИР используется наиболее практичная, простая и естественная периодизация интеллектуального развития ребенка, в которой различаются десять стадий, охватывающих весь период от рождения до совершеннолетия. Выявленные периоды соответствует основным этапам освоения ребенком окружающего физического и социального пространства, с одной стороны, и дошкольным, школьным, вузовским программам, с другой.
Предлагаемые стадии могут служить ориентиром: они предложены на основании практического опыта родителей. Рассматривается случай максимально благоприятного стечения обстоятельств, когда родители в достаточной мере освоили рекомендации системы МИР.
Важнейшие стадии интеллектуального развития ребенка и соответствующие формы организации учебного процесса в системе МИР Существует множество теоретических и практических вариантов разделения возраста ребенка (от 0 до 18 лет) на стадии, периоды развития и т.п., которые изложены во многих учебниках. Такое многообразие само себе говорит о том, что эти предложения носят условный, субъективный характер, который зависит от опыта и теорий предложивших их воспитателей, педагогов. Одну из наиболее неудобных, несоответствующих потребностям развития ребенка, использует традиционная система образования, предусматривающая десять классов. В системе МИР для практического применения используется наиболее естественная, простая, “родительская” периодизации, с которой сталкивается каждый родитель, который ежедневно, на протяжении 18 -ти лет, заботится о своих детях. С целью облегчить использование игр, на естественные физические периоды развития ребенка, “наложена” привычная форма школьно - предметной и поурочной организации учебного развивающего процесса. Я коротко обращу внимание только на наиболее важные для интеллектуального развития, характеристики возрастных периодов. |
|